ТэрраканКлан

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ТэрраканКлан » Литература (самиздат) » Один день из жизни ДВУХ автобусников. Издание второе, дополненное.


Один день из жизни ДВУХ автобусников. Издание второе, дополненное.

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Так вышло, что в нашем клубе аж несколько автобусников.  И было бы не справедливо ограничится рассказом только одного. Представляем вашему вниманию новую версию ранее опубликованной истории. Прочтите, не пожалеете!

0

2

Посвящение молодым годам.
«Неслучайны на земле
  Две дороги - та и эта.»
             Булат Окуджава
               
Один день из жизни автобусника.

ПРОЛОГ

Извозчики, ямщики, шофера, водители.... Чувствуете, как веет романтикой от этих слов? Мелькают дороги, пейзажи, города, лица, просторы нашей необъятной Родины, и опять дороги, дороги. ...
До конца прошлого столетия профессиональные водители имели возможность подниматься по иерархической лестнице, повышая классность. Обладатели первого, наивысшего класса, были в почёте. Они имели достаточно большой опыт и могли управлять любыми видами автотранспорта. Однако водители автобусов, а, тем более, междугородных и туристических, всегда причислялись к особой гильдии и были своего рода элитой.
Так получилось, что соавторы познакомились много позже описываемых здесь событий. Однако, причастность к наивысшему водительскому сословию, схожесть судеб и описываемых ситуаций наводит на мысль, что знакомство было закономерным, и повторяет аксиому - случайностей в этом мире нет.  Представляем вам всего один день из длинной череды будней двух шоферов. И пусть они пока не знакомы, пусть их разделяют десятки лет до встречи и сотни километров дорог. Оба они молоды и преданы своему делу! Описываемые нами события происходили в один день в двух столицах одной огромной страны. Страны, которой тогда ещё ничто не предвещало перемен. Это было обыкновенное зимнее утро, ни чем не примечательное для многих. Будний день, такой же, как и для многих людей земли Советской. И несоветской. Как и на всей половинке «шарика», не спрятанного от солнечного света. И нигде он не прошел одинаково. Везде он был по-своему неповторим и неподражаем. Каждый прожил его по-своему. Вот именно этим, он и был похож на любой другой день. Так было тем днём везде: в Москве, Ленинграде, Перми, Баку, Ереване Твери и Коломне, все города и не перечесть….

И так, усаживайтесь поудобнее. Мы начинаем свой рассказ.

0

3

Глава первая. Утро.

Тот день у Сашки не задался с утра. Точнее, ещё накануне вечером, он узнал, что заявок на него нет. Это значило, что утром, он, протащившись через всю матушку - Москву, должен, ни свет, ни заря, приехать на базу к шести утра. Будет скучать в диспетчерской, неизвестно сколько, в призрачной надежде, что кто-нибудь встанет на ремонт, забухает, заболеет, или по другой какой причине не сможет выйти в рейс. Может быть тогда, Сашке удастся перехватить "горящую" заявку.
Опоздав на полчаса, ровно в шесть тридцать, Сашка уже сидел в диспетчерской, напротив окошка, за которым Люська - диспетчерша отмечала и штамповала чьи-то путёвки, выбрасывая их на прилавочек перед окошком, захлопывая его с такой силой и скоростью, что едва не обрубала пальцы водилам своей фанерной «гильотиной». С тоской наблюдал Саня, как водители получали путёвки и расходились по своим автобусам. Как назло, никто не ломался, не бухал и не хворал. На работу, в тот день, вышли все, как пионеры на уборку капусты.

А в это время, в такую же рань, что и утром назвать можно весьма приблизительно (в 4 часа утра с небольшими «копейками»), за 750 км от Сашки, в другой столице, трясся в развозке, жёлтом Икарусе-гармошке, практически ровесник Сашки, Виталька. По сути, конечно ещё пацан, но отдавший уже долг своей Родине на северах и гордо называемый молодым отцом семейства. Последнее вносило коррективы в Виталькину жизнь неумолимо и навязчиво – спать приходилось урывками. Виталька досыпал в развозке, прижавшись щекой к холодному стеклу. Спал не глубоко и чутко. В развозке галдели другие водители автобусов и работники автопарка.
- Вот молодёжь пошла! - Сокрушался щупленький дедок, с добродушным круглым морщинистым лицом – непревзойдённый по мастерству ремонтник всех авто и электрокар парка, владелец 21вой волги, что в те времена (впрочем, как и теперь), считалось отдельной заслугой. Дедочу уже перевалило далеко за 85, и он знал толк в жизни.
- Смотришь, пацану чуть за сорок, а он уже кряхтит как пень трухлявый:  - «Тут у меня болит, тут ломит…»  - продолжал, кривляясь, дед.
- Так ты дед, на каких харчах-то рос? На царских, да сталинских, а мы – на хрущёвских, да на брежневских, плюс экология ни в туду, ни в Красную Армию! Вот и здоровье наше такое, что трещит по всем швам, да и мрём раньше вас! Нам и не дожить до ваших лет.
Водитель развозки включил в кабине радио и трансляцию в салон. Потолочные динамики пели не громко, голосом Утёсова: «… Что б запрячь тебя я утром отправля-аюся из Сокольников до парка на метро…..»

«Гармошка» остановилась перед разведённым мостом Александра Невского, дожидаясь, когда его закроют. Можно минут на десять провалиться в сон…. Ещё минут двадцать пути по Старо-Невскому на Лиговку, а там по Расстанной да Камчатской в свой автопарк на Бухарестскую.  Народ покинет развозку, разбежавшись, кто в диспетчерскую за путёвкой, кто в ремзону на своё рабочее место.

В Москве было уже около половины десятого, когда в амбразуре окошка диспетчерской показалось сердитое Люськино лицо.
- Ну, чего, чего сидишь? Сказано, не будет больше заявок!
И амбразура с треском захлопнулась.
- Опять день насмарку - буркнул на ходу себе под нос Сашка, грустно махнув рукой уже за дверями.
- Пойти, хоть, чего по мелочи поделать, раз уж на базе, и свободен – подумал Сашка, возвращаясь к своему Икарусу.
В автобусе он надел промасленную телогрейку и нырнул под него, чтобы что-то подкрутить. Но не успел он сделать и пары оборотов гаечным ключом, как из базовского скрипучего репродуктора-колокольчика раздался противный, дребезжащий голос: - «Водитель Кирюхин, зайдите в диспетчерскую!»

Решив, что ослышался, и вызывают не его, Сашка невозмутимо продолжал крутить болт.

А в Ленинграде, развозка, довольно выдохнув стояночным тормозом (у Икаруса он пневматический), остановилась у проходной автобусного парка. Из дверей выходил и выпрыгивал на снежок, рабочий люд.
Зевая и потирая глаза, Виталька посеменил в диспетчерскую, где его уже ждал с путёвкой наставник Володя, или попросту – Вовка. Вовка уже имел первый класс и статус наставника, несмотря на совсем незначительное превосходство в возрасте.
- Привет папаша! – смеясь и крепко пожимая руку стажеру, дружески приветствовал сонного Витальку Володя, полный активности и задора.
- Ну что, хватай лейку и за кипяточком?
- Есть, товарищ начальник! – Улыбаясь в ответ, щёлкнув каблуками и приложив ладонь к шапке, отрапортовал Виталька.
Об антифризе тогда мечтать не приходилось, и радиатор с утреца заправляли горячей, от собственной автопарковой кочегарки водой, сливая её на ночь.

- Водитель пятой колонны Кирюхин, СРОЧНО зайдите в диспетчерскую! - снова разнеслось над базой и окрестными дворами. Нет, всё же его. Надо идти!
- То будем снимать кино, то не будем снимать кино! - раздражённо подумал Сашка, нехотя выбираясь из-под брюха автобуса.
- Только ведь переоделся! Чего стряслось-то? Зачем звала? - выплеснул он своё раздражение на Люськину голову.
- Давай скорей! Группа ждёт! - затараторила Люська, протягивая Сашке через амбразуру готовую путёвку.
- Где их брать? - поинтересовался Сашка.
- Да тут они, у ворот мёрзнут. Лопухин из шестой колонны их взял, да по дороге поломался! Хорошо хоть до базы смог дотянуть!
- А куда везти? - снова спросил Сашка.
- В Загорск. Кончай разговоры! Давай поторапливайся, а то совсем окоченеют! - подгоняла Сашку диспетчерша.  На дворе, и впрямь, было совсем не душно. Середина января, как-никак.                                       
- Ну, хоть что-то, подумал Сашка, возвращаясь к Икарусу.
     
                                 
Виталька прогрел Вовкины две четвёрки (бортовой номер машины-1144), Володя получил путёвку, и напарники двинули на улицу Кима (кольцо сорок четвёртого городского маршрута). Володина машина была оборудована дополнительным креслом позади водителя, и Виталька мог ещё немного поспать.

Сашка Кирюхин был обычным парнем тридцати двух лет, среднего роста, с шикарной шевелюрой вьющихся каштановых волос и усами, а-ля Мулявин. Роста он был среднего, отнюдь не спортивного телосложения, но и не тощий хлюпик, хотя, из-за очков к нему накрепко прилипла кликуха "ботаник". С малых лет Сашка грезил автомобилями. В детстве он перечитал множество книг, книжонок и книженций по устройству автомобилей, правилам дорожного движения и навыкам вождения. По ночам он, с упоением "ездил". Причём, сны были крайне реалистичны. То есть, не просто, сел, и ОНО ПОЕХАЛО, а манипулировал рулём, педалями и рычагами. Когда Сашке было двенадцать, папа купил свою первую машину. Это был Москвич 401. Можно себе представить Сашкино счастье! Ещё бы! У него появилась возможность не в теории, а на практике, заводить, переключать и ремонтировать. А когда представился шанс реально тронуть Москвич с места, Сашка просто включил передачу и поехал. Да так аккуратно и плавно, как будто делал это много раз. Даже Сашкин дядя, присутствовавший при данном действе, не поверил, что это было у Сашки ПЕРВЫЙ РАЗ В ЖИЗНИ. Дальше - больше. Перед призывом в армию, Сашка одолел лейтенанта в военкомате, приходя к нему КАЖДЫЙ ДЕНЬ, в течение месяца, с требованием отправить на курсы шоферов. Так что призывался он уже профессиональным водителем. Постепенно поднимаясь по лестнице водительской квалификации, в возрасте двадцати восьми лет, Сашка имел уже все категории в правах и удостоверение водителя первого класса в кармане. Сим фактом Сашка был страшно горд. Одно не давало ему покоя - никак не мог он устроиться на вожделенный туристический "Икарус". Во всех автохозяйствах, куда бы он ни обращался, ему отказывали, ссылаясь на молодость и отсутствие опыта. Однако, через два года хождений, его, наконец, приняли в пятую автоколонну автобазы "Турист". Сашка был счастлив!

Может, у кого-то сложилось впечатление, что Сашка с Виталькой были знакомы? Нет, жизнь свела их много позже и не на автобусной стезе. А тогда они даже предположить не могли о существовании друг друга, тем более в другом городе. А по взгляду из сегодняшних дней, даже совсем в другой жизни. Хотя….  Они были такими похожими и такими разными. Виталька был худощав, кудряв и усат, так же как и Сашка. Только концы усов завивал вверх, как у Барона Мюнхгаузена. Не мечтал он и не грезил автомобилями, как его коллега в Москве. Родительская семья жила весьма скромно, по ряду причин, и авто им «не светило» даже на дальнем горизонте. Впрочем, справедливости ради, упомянем Виталькину «упёртость» в достижении целей. Первую специальность Виталька долго не выбирал, как-то спонтанно вышло из недолгих раздумий. Училище готовило специалистов - кулинаров для пароходства, что давало возможность и мир посмотреть и приобрести специальность, полностью снимающую зависимость от «изготовителей вкусных харчей». Вкусно поесть он всегда любил и знал в этом толк. Была ещё у Витальки некая здоровая жилка перфекционизма. Ни в чём он не любил посредственности, всегда считал, что в любом деле, раз уж за него взялся, нужно быть, если и не первым, то уж точно - одним из первых. Сменить поварской колпак на «баранку» автобуса Витальку заставила суровая жизненная необходимость и давление «из вне». Профессия водителя автобуса, в те времена, была одной из самых высоко оплачиваемых. Это потом он узнал что «средний заработок», это как температура - «средняя по больнице»… В парке было несколько водителей, которым и яма без очереди, и запчасти из загашника. Соответственно: и зарплата у них «не в пример», и орден труда, по разнарядке Исполкома к юбилею Октября. А кому рухлядь досталась, тот из ремзоны не вылезает! При том, что платят водиле нормально только на линии. Складываем зарплату «передовика» и водителя «лохматого» ЛАЗика, делим пополам и получаем среднюю зарплату.
Ещё обучаясь на курсах водителей автобуса, Виталька поднапрягся и купил горбатенького запорожца. Мыл полы в раздевалках и коридорах автопредприятия, после учёбы. Влез в долги, но купил! Ему было нужно, просто жизненно необходимо, засунуть руки в мотор и самому понять, постичь, пощупать - что и как там крутится, пыхтит и толкается.

Сашка любил свою работу, а дальние поездки, в особенности. Он был по натуре общительным, весёлым парнем. Сашке нравилось работать с людьми. Надо сказать, удавалось это ему не плохо! Редко какая группа не шла на контакт с Сашкой, когда он, подхватив кураж, начинал балагурить напропалую! На него даже обижались некоторые экскурсоводы, считая, что Сашка отбивает у них внимание группы.
Пять минут на переодевание и умывальник, и вот он уже выезжает за ворота. Сразу за ними, на широкой, продуваемой площадке, приплясывала от холода группа школьников, человек в 30-35, в сопровождении четверых взрослых. Как только автобус замер напротив синеющих туристов и входная дверь гостеприимно отъехала в сторону, приглашая в тепло салона, на ступенях «нарисовалась» молодая женщина.

- «Старшая» - безошибочно определил опытный Сашкин глаз. С места в карьер, с жалобным выражением лица, «старшая» заныла:
- Простите меня, пожалуйста! - протяжно пропела она.
- За что же?! - оторопел Сашка. Вы, вроде, только вошли, и сделать ещё ничего плохого не успели.
- Так это же я во всём виновата! - всё так же жалостно пела женщина.
- Да в чём же?! - продолжал не понимать Сашка.
- Так я, как только тронулись, спросила: -«А когда мы приедем?»
- А-а-а. Теперь всё понятно! - протянул Сашка.
Есть у водителей (в особенности автобусников) примета, редко дающая осечку. Стоит только кому-то из пассажиров спросить: "Когда мы приедем?", всё, уже приехали! Можно не ехать вовсе! Рейс будет ГАРАНТИРОВАННО загублен! Машина сломается, попадёт в ДТП, случится Всемирный потоп, землетрясение, пожар, или, Земля налетит на свою ось. Возможно даже, что всё сразу. И процесс уже запущен этим вопросом! Поэтому, водители ( как бы вам помягче сказать? ) не переваривают его. Сашка прекрасно понял почему Ирина ( так звали «старшую» группы ) так усердно «рассыпалась бисером» в извинениях. Получила, видимо, от Лопухина сполна, от широкой его души!
- Да ладно вам! - миролюбиво сказал Сашка. Вы же не знали! Хотя, впредь, будьте благоразумней, не задавайте подобных вопросов! Давайте, заводите детишек, а то замёрзли вон совсем!
Дважды приглашать не пришлось, школьники быстро и очень организованно попрыгали в автобус, и расселись по местам. Сашка закрыл двери, и красный туристический Икарус отправился в путь.

Прибыв на улицу Кима, Володя отметил путёвку, посадил Витальку за руль, и желтый рейсовый Икарус-коротыш поехал собирать сонных пассажиров с остановок по «Ваське» к гостинице «Прибалтийская», на улицу Беринга, через Дворцовый мост на Невский, Лиговку, и к Карбюраторному заводу на Волковке. Весь маршрут занимал сорок четыре минуты – не больше и не меньше ни на минуту. Иначе блин! Блин - это круглый штампик в путёвке, который ставили за нарушение графика движения. Блин лишал водителя весьма солидной части премии, которая составляла внушительную часть его зарплаты.

0

4

Глава вторая. День.
Как оказалось, группа была совместной. То есть, половина московских школьников, половина французских, приехавших по обмену. Ирина, «старшая» группы, и ещё одна женщина - были учителями французского языка в московской школе. Французы же, мужчина и женщина, преподавали русский в парижской школе. Быстро согревшись, детишки весело загалдели, общаясь. Ирина не отходила от Сашки, и щебетала, щебетала. ...
- Вы не волнуйтесь, мы там не долго будем! Сначала по Лавре походим немного, потом пообедаем и в половину четвёртого уже поедем обратно. Только на обратном пути вы нас обязательно завезите в Радонеж!
- Ладно, посмотрю на ваше поведение! - хохотнул Сашка.
- Мы будем себя хорошо вести! - пообещала Ирина, и лицо её снова сделалось по-детски жалобным.
- Только вы обязательно нас в Радонеж завезите! - снова попросила она.
Радонеж считается родиной основателя Троице Сергиевой Лавры, Сергия Радонежского. Находится это место по пути из Москвы в Загорск. Сашка всегда удивлялся, на что там смотреть?! Полуразвалившаяся церковь, да пара таких же домишек - таким представал Радонеж в те времена. Однако, туристы, ехавшие в Загорск, неизменно просили водителя завезти их туда. Сашка никогда не отказывал. Крюк не большой, да и благодарность за это, порой, имела вполне материальный эквивалент. За разговорами они потихоньку выбрались с московских улочек на простор ярославского шоссе. Вот уже жилые кварталы за окнами сменились пейзажами Мытищ, потом покосившимися домиками пустых загородных дач и деревенек, да подмосковными лесами.
Зимняя дорога. Что может быть красивее? Багровый шар январского солнца,  низко висит над горизонтом, едва пробиваясь сквозь морозную дымку. Икарус легко летит по ярославке, ещё свободной в конце восьмидесятых годов прошлого века. В боковые зеркала видно, как позади автобуса, красиво заворачиваются белые спирали лёгкого, промороженного снежка, вперемешку с паром из выхлопных труб. Мимо проносятся полупустые деревеньки, с редкими дымами над крышами, заиндевевшие, словно в седине, леса. За бортом минус двадцать, а ты сидишь за рулём, в одном свитерочке. И тебе тепло и радостно от того, что… .  Да просто хорошо на душе!
Пассажиры в салоне, наговорившись и разомлев в тепле, притихли и задремали. Незаметно, за своими мыслями, Сашка домчал Икарус до Загорска. Автобус остановился на главной площади города, возле лавры.
- Здесь мне стоять нельзя, - сказал Сашка Ирине, пока группа выходила из автобуса. Я буду ждать вас на стоянке, вон за тем домом.
- Хорошо! - ответила она и повторила: - «Мы не долго, только на обратной дороге не забудьте нас в Радонеж завезти!»
- Посмотрим, буркнул Сашка уже сердито. Эта настойчивость начала его доставать!


От кольца на ул. Кима, первый автобус отправлялся в 6.17 и ровно через 44 минуты прибывал на конечную остановку «Карбюраторный Завод» на Волковке. Путём не сложного подсчёта можно понять всю несуразность положения пассажиров и водителя. Но разве кто-нибудь думал о ком-то из них, когда составлял график движения? Да и Виталька был в нервозных непонятках, когда в первый раз, приближаясь к конечной остановке «нога за ногу», что бы не попасть на «блин», увидел как Володя достал из-под сидения монтировку и подошел к стеклянной двери, ведущей из кабины в салон. Чем ближе автобус «подползал» к конечной остановке, тем выше «закипали страсти» в салоне. Рабочий день Карбюраторного завода начинался ровно в семь часов, а время прибытия автобуса на конечную остановку – 7.01 ! Раннее прибытие - попадалово на «блин» и потеря премии, а чётко по графику - опоздание для пассажиров, работяг завода. Таких проклятий, что неслись из салона в наш адрес, я не слышал даже от пьяного конюха в деревне, когда ему на ногу наступил старый сивый коняка.


Перекусив в грязной кафешке, Сашка пускал в морозное небо колечки сигаретного дыма. Его пассажиры всё не возвращались. Ни в обещанную половину четвёртого, ни часом позже их всё ещё не было видно. Вместе с морозцем, Сашке под свитер стало забираться неприятное, но знакомое, колкое чувство тревоги. Опыт такой уже был. Ожидая свою группу, скажем, в Суздале, когда он взглядом провожал автобусы своих коллег, отправлявшихся один за другим. И вот он оставался один на один перед фактом: впереди двести пятьдесят вёрст промёрзлого заснеженного шоссе, мороз за двадцать. Не дай Бог что с машиной, помощи ждать неоткуда. И даже забрать людей некому. Все далеко впереди.


На обед Володя с Виталиком всегда парковались около стены такого же желтого, как и их автобус, домика конечной станции автобусов, но в этот раз их место было уже занято. Ребята поставили машину поодаль, где обычно стояли машины третьего автобусного и пошли в столовую на «кольце». Сытно и не дорого пообедав, вкусно завершив трапезу пирожком с яблоком и фирменным чаем «белые ночи» от Вальки буфетчицы, ребята вышли перекурить на свежий воздух. Если конечно можно назвать свежим воздух, загазованный выхлопом дизельных Икарусов и бензиновых ЛИАЗов. Торопиться было некуда и незачем, полутора часов обеда вполне хватало, что бы подтянуть ослабший хомут или гайку, проверить и долить заправочные жидкости. Да мало ли чего ещё попросит машина…  И на отдых времени было достаточно. Виталька, конечно, пользовал своё время несколько иначе. Он помогал Володе там, где не справиться одному, а потом старался восполнить свой «хронический» недосып. Сегодня, только провалившись в «царствие Морфея», он увидел сон. Снилась тундра, будто он спал у костра, обняв обеими руками короткий ствол АГС-17, а вокруг бегали олени, плясали шаманы, с гортанными напевами, ударяя в бубны и сотрясая монистами. От этих звуков Виталик проснулся.
- Вова! Что за звуки?
- Разбудили? – рассмеялся Володя. Это третий парк мелочь из касс трясёт!
Оказывается в «тройке» все этим промышляли. Хитрость заключалась в следующем: в одной из касс вынимали бобину с билетами. Пассажир кидал в кассу мелочь, но обнаружив отсутствие билетов, не всегда отрывал билет в другой кассе. Водилы, во время обеда, приводили к единому знаменателю количество проданных билетов и полученной выручки. Разница изымалась в пользу водилы-хитрована.


В начале шестого группа наконец-то появилась. Сашка был уже изрядно на взводе. Весёлые, довольные и разрумяненные с мороза, школьники заполняли автобус. Ирина остановилась возле водителя и затараторила:
- Ой, простите нас! Там так интересно было, потом ещё в ресторане так вкусно, что мы просто потеряли чувство времени! Но, мы же только чуть-чуть опоздали. Правда? Вы же нас в Радонеж завезёте?
- Да там же смотреть не на что! - пытался урезонить её Сашка, внутренне скрежеща зубами. Темнеет уже и холодно!
- Да мы даже из автобуса выходить не будем! Через окошки посмотрим, и всё!
- Чего ради заезжать тогда, если и выходить не собираетесь! Ладно, будь по-вашему - заедем! - Это была его роковая ошибка.


Невский проспект был самым, не то что б напряжённым, но - напряжным участком маршрута. Имел несколько контрольных точек (в которых нужно быть в строго определённое время), а на каждой остановке народ набивался в салон как кильки в банке «без рядовой укладки» и висел на подножках. Ехать с не закрытыми дверями чревато лишением премии. Ревизоры паркового КРО (контрольно - ревизорского отдела) не дремлют. Володе с Виталькой было попроще - тот, кто не за рулём, выбегал из машины и трамбовал пассажиров до закрытия дверей или применялось «правило трамбовки», это когда тронулся и резко в тормоза. Конечно тоже не по правилам, но не доказуемо, а значит и не наказуемо. Всегда можно слепить оправданку для экстренного торможения.

0

5

Здорово!!!
Вопрос только один- а чего отдельной темой-то? Читать неудобно, с темы на тему перескакивать голова распухнет ведь. без обид парни, но правда так неудобно, канва прерывается, ритм сбивается. Давайте по отдельности, а?

Отредактировано Владимир75 (Пт, 27 Янв 2017 12:04)

0

6

Владимир75 написал(а):

Здорово!!!
Вопрос только один- а чего отдельной темой-то? Читать неудобно, с темы на тему перескакивать голова распухнет ведь. без обид парни, но правда так неудобно, канва прерывается, ритм сбивается. Давайте по отдельности, а?

Отредактировано Владимир75 (Сегодня 12:04)

Ну вооот! А мы-то с Виталиком мучились. Мы-то правили раз несколько ... .

0

7

Да не , вроде нормально читается  http://smayly.ru/gallery/kolobok/RoseSML/113.gif
Просто надо читать не как рассказ, а как сценарий для фильма. Мне нравится! Прикольно будет если они в третьем томе все-таки встретятся  http://savepic.net/422986.gif

0

8

Володя, отдельно не получится. Сашино отдельно прокатит уже по тому, что в его рассказе есть сюжет со всеми составляющими. Я же сделал только канву, некую рамку к его рассказу. Мой материал отдельно будет скучноват для чтения. Вот Дима верно подметил, мне и супруга так же сказала, что мол у меня не рассказ, а сценарий. http://www.kolobok.us/smiles/light_skin/read.gif

0

9

Глава третья. Вечер.
Дорога от Загорска до Радонежа занимает не больше пятнадцати минут. Двигаясь в сторону Москвы, через несколько километров, надо свернуть на развязку. Петля развязки, поворачивая направо, уходила вниз, к дороге на Радонеж. Заходя на петлю, Сашка заметил, что асфальт там плохо очищен от снега и наледи. Это заставило его вести автобус очень осторожно. А тут ещё встречный Камаз, водитель которого, особо не церемонясь, пёр по самой середине. Согласно законам геометрии, хвост длиннющего полуприцепа двигался прямо по разделительной полосе, почти залезая на Сашкину сторону дороги. Места, чтобы разъехаться, вполне хватало, но Сашка принял чуть-чуть правее, опасаясь сноса морды автобуса, в случае возможной блокировки колёс. В ярком свете фар он прекрасно видел край проезжей части. Ровное полотно дороги было обрамлено аккуратным снежным бордюрчиком, возвышавшимся наподобие тротуарного камня. Дальше, за бордюрчиком, начинался заснеженный откос, спускающийся метров на шесть.
Внезапно что-то вырвало руль из Сашкиных рук. Баранка сделала несколько стремительных оборотов вправо, и снизу послышался гулкий удар рычага об ограничитель. Сашка почувствовал, как пол автобуса уходит вправо и вниз. Мгновение, и многотонная махина замерла, сильно накренившись. От непомерной нагрузки сразу заглох двигатель, и наступила звенящая тишина. В висках стучало, мысли проносились с калейдоскопической быстротой.
- Что это было? Так, спокойно! Заводим. Нажал на кнопку стартера и дизель тут же отозвался ровным урчанием.
- Движок работает, температура в норме, давление масла есть. Значит, никакие системы двигателя не пострадали. Уже хорошо! - удовлетворённо подумал Сашка. Пробуем тронуться.
Однако, ни вперёд, ни назад Икарус даже не дёргался! Собираясь открыть переднюю дверь, Сашка взглянул на неё и тут же понял, что сделать этого не удастся! Всё нижнее стекло двери ( а это половина её высоты ) было под уровнем снега. Надо пробовать заднюю. Выйдя из-за руля, Сашка повернулся в салон и увидел перед собой бледных, перепуганных насмерть пассажиров. Попросив их расступиться, он протиснулся на заднюю площадку. Нажал на ручку двери и понял, что и с задней дверью, вот так запросто, тоже не справиться! Уже в некоторой растерянности, Сашка снова посмотрел на пассажиров.
- Давайте бить стёкла! - с нервным смешком предложил кто-то из москвичей, потянув руку к молоточку, закрепленному на стене под табличкой «при аварии разбить стекло молотком».
- Спокойно! - скомандовал Сашка.
- Никто ничего бить не будет! Сейчас что-нибудь придумаем.
- Что надо делать? - спросила Ирина
- Прежде всего, успокоиться и рассесться по местам. Причём желательно, на левую сторону.
Сашка не был уверен в устойчивости автобуса, поэтому и попросил всех пересесть, дабы попытаться сохранить баланс. Тут же прозвучала короткая команда по-французски: "Asseyez-vous sur la gauche!" и школьники стали моститься на сиденья слева, где по трое, а где и по четверо.
Было два варианта выхода из автобуса. Можно откинуть люк, и вылезти на крышу. Однако, спрыгивать с такой высоты, да ещё с сильно накренившейся крыши Сашка побоялся. Оставалась водительская форточка. Сдвинув её максимально, Сашка понял, что пролезет, но, только без куртки. Кое-как протиснувшись наружу он, уцепился руками за кронштейн бокового зеркала, перенёс ноги и спрыгнул с трёхметровой высоты. Десантирование прошло удачно.
Левые колёса Икаруса стояли на асфальте. Где-то, высоко над ними, на неестественном расстоянии, возвышались арки крыльев. Правых колёс не было видно вовсе. Весь правый борт автобуса, до половины, был под снегом. Заднюю дверь подпирало нагромождение смёрзшихся снежных глыб, вывороченных провалившимся автобусом. Сашка попробовал сдвинуть одну из них и, о чудо, она подалась. Следом другая, третья. В какой-то момент ему стало не по себе. Громада автобуса нависала над ним. Казалось, вот он уберёт ещё одну глыбу, и автобус опрокинется набок, придавив Сашку своей тушей. Отбежать, работая пооо ...( Хм! Ну, женщинам по пояс будет ) в снегу, он бы просто не успел. Снежные глыбы, одна за другой откатывались от двери, и, после очередной, дверь, наконец приоткрылась достаточно, чтобы выпустить пленников Икаруса. Запыхавшийся Сашка помог им всем выйти и, только потом, зашёл внутрь за своей курткой.
- Что теперь? - спрашивали горе туристы.
- Будем вас как-то дальше отправлять, невозмутимо ответил Сашка.


Тем временем, в Питере смена Вовки с Виталькой уже подходила к завершению. У них было отличное настроение, и ребята развлекали друг друга историями:
- Видел на кольце толстого дядьку в шляпе и очках как у Незнайки? – спросил Вова.
- Ну! А кто такой?
- КэРэОшник. Отставной офицер, толи МВД, толи КГБ…. Про него столько баек ходит…
- И чем он так знаменит?
- У мужиков на маршруте контрольная точка напротив Смольного была, да она и сейчас там есть. Так вот этот кадр организовал себе пост в кустах и сёк в бинокль. Его «запеленговали” по отблеску стёклышек. Позвонили «куда надо» и сообщили: «Алле! Тут какой-то «кадр» сидит с биноклем в кустах и записывает в блокнот номера въезжающих и выезжающих из ворот Смольного машин».
Нашего очкарика неделю на работе не было, и потом он ещё долго не разговаривал ни с кем!
- А от чего он так «дохал» сегодня на кольце?
- Опять прятался. В телефонной будке. Думал, что стёкла на будке заиндевели и его не видно.
- И что? Простыл?
- Не! Там нижнего стекла нет в будке. Мужики будку Икарусом подпёрли (выхлопником к разбитому окошку) и на обед ушли.
- За что его так «любят»?
- Шибко вредный в своей правильности. Говорит: -«Вас ловить – моя работа и я её всегда делаю хорошо. Мне за это деньги платят».


Выйдя на шоссе, Санька стал голосовать проезжающим автобусам. Странно, но никто не останавливался, хотя "подбитый" Икарус был прекрасно виден с шоссе. Обычно, автобусники такого себе не позволяют, и завидя попавшего в аварию или сломавшегося на дороге коллегу, обязательно останавливаются  предложить помощь или забрать людей. Тем вечером, все проносились мимо, один за другим. Наконец, возле группы притормозил ...  Ну да, это был, конечно, автобус - старенький Кавз, вместимостью двадцать человек. Сашка кинулся к дедку - водителю, как утопающий к спасательному кругу.
- Бать, ты не в Москву? Может заберёшь моих?
- Твой? - спросил дедок, кивнув в сторону Икаруса.
- Мой.
- Чего случилось-то?
- Да вот, провалился! Так возьмёшь?
- Я не в Москву.
- Тогда, хотя бы до электрички подбрось.
- Да и куда же я их всех посажу?! Их вон сколько, все не поместятся!
- Ничего, поместятся, я их тренировал! – усмехнулся Сашка в усы. До станции как-нибудь доедут.
И, подойдя к Ирине, сообщил радостную весть:
- Он вас до станции довезёт.
Посовещавшись, взрослые зашуршали деньгами. Причём, как успел заметить Сашка, там были не только советские рубли! Некоторые купюры были странного зелёного цвета. Увидев это, дедок заметно оживился. Подхватив Сашку под локоть, он чуть отвёл его в сторону и спросил:
- Куда ты их вёз-то?
- Да в Радонеж захотели, будь он неладен!
- Так я их завезу! - радостно сообщил дедок.
- Не надо! - взмолился Сашка. Увези, ради Бога, увези на станцию!
Наскоро попрощавшись, Сашкины туристы втиснулись в Кавзик, и он тронулся. Объезжая накренившийся Икарус, Кавз заглох. Ну, Ирина, эдак вы никуда не доедете! Подумал Сашка.
Однако Кавз всё же завёлся и, фыркнув черной копотью, скрылся за поворотом.
Основную задачу Сашка выполнил - людей отправил. Теперь нужно вызволять автобус. Вернувшись на место, Сашка оценил ситуацию. Он, наконец-то понял, что произошло. Грейдерист, расчищая петлю дороги от снега, сдвинул нож своей машины далеко вправо от асфальта. Вот и получился тот самый бордюрчик, который Сашка принял за край дорожного полотна. На самом деле асфальт был9 на метр левее. Смёрзшийся снег, конечно, может легко выдержать даже самого плотно отобедавшего человека, но не многотонный автобус с пассажирами! Всем своим длиннющим корпусом, Икарус лежал на кромке асфальта. Конечно, и речи быть не могло, чтобы выбраться самостоятельно. Надо было идти за помощью.
Едва Сашка вышел обратно на шоссе, чтобы остановить подходящий буксир, как к нему подлетела, сверкая маячками и завывая сиренами, желтая с синей полосой на борту, ГАИшная Волга, примчавшаяся с Загорского поста. Выскочившие из неё милиционеры расстреляли Сашку вопросами, как из пулемёта: - «Вы водитель? Что случилось? Сколько пострадавших? Сколько нужно "скорых?"
Проглотив тираду и устало вздохнув, Сашка спокойно и чётко отвечал: что он, действительно, водитель, ни каких таких "скорых" не нужно, потому что он просто провалился в снег и висит пузом на краю дороги.
- Вот тыть вашу мухи-бабочки ё! Нам-то на пост передали, что автобус ПЕРЕВЕРНУЛСЯ! Вот мы едем, и гадаем в шорохе: сколько битых, сколько жмуров! Хорошо, что без пострадавших обошлось! Аж потеплело на душе. Ладно, чем помочь-то твоему «Красину»?
- Буксир нужен. - ответил Сашка.
Меж тем, совсем стемнело. Наступала ночь.


Витальке повезло – он попал в «сдвоенный» график. Кому что нравится, но я всегда считал такой режим «халявным». При этом графике обед полтора часа, в 16 часов уже смена на линии и шабаш! Но в этот день Володе с Виталей не судьба была уехать со своей смены домой. Ну, кто же знал-то заранее, что не нужно им заходить в управу своей первой колонны. Как назло, это был последний день их совместной работы. Виталька откатал свои часы стажером и мог выйти на линию самостоятельно. И в тот же самый день заболел один водила и забухал второй.
- Мужики, выручайте! – воскликнул радостно, завидев ребят, начальник колонны. - Потом дам вам по дополнительному выходному, выручайте миленькие!
Кто знает, что такое ЛАЗ, да ещё чужой и дряхлый, как баркас у бакенщика, тот меня поймёт. Этот автобус имел двигатель и коробас сзади, а из кабины, от рукоятки КПП к коробке, вела длиннющая, на весь автобус, тяга с разбитой в хлам кулисой. Где и какая передача найти практически не реально, можно только знать её примерное положение, нащупать методом «тыка», запомнить, и уже тогдааа .…  Что тоже далеко не факт! А ещё в таком автобусе кабина и салон разделялись телескопическим поручнем, закреплённым одним своим концом за переднюю дверь, другим за стенку позади водителя, которая была чуть шире его спины. То есть водитель отгорожен от салона только небольшой стенкой за спиной, да этим поручнем. Ни тебе покурить, ни выругаться на коллегу-собрата ….. Спасибо хоть маршрут короткий и знакомый - от ЦПКО до метро и обратно. Да ещё начальник обещал, что только на половину смены, а потом замену пришлёт.

0

10

Димон 50+ написал(а):

Да не , вроде нормально читается  
Просто надо читать не как рассказ, а как сценарий для фильма. Мне нравится! Прикольно будет если они в третьем томе все-таки встретятся

А что, идея!

0

11

У меня идея ещё пошире есть. Надо Вовку подключить, пусть свои истории напишет как сможет. Из его материала сделаем третью линию. Саньяло четвёртую сам не плохо напишет, только степлером к нашему прикрепим. А в последнем томе все и встретятся, и это я уже придумал как обстряпать))))

0

12

Black Beetle написал(а):

У меня идея ещё пошире есть. Надо Вовку подключить, пусть свои истории напишет как сможет. Из его материала сделаем третью линию. Саньяло четвёртую сам не плохо напишет, только степлером к нашему прикрепим. А в последнем томе все и встретятся, и это я уже придумал как обстряпать))))

Хочу! Хочу! Хочу!

0

13

Глава четвёртая. Ночь.
- Хорошо, что все целы! Ладно, чем помочь? - спросил старлей.
- Буксир надо - ответил Сашка.
- Понял! – прозвучало в ответ и тут же, сержант, по команде старшего, выскочил на дорогу, махая жезлом проезжавшему пустому Камазу.
- Да вы что! - возмутился Сашка. Он не годится!. Что-то потяжелее надо. Хоть самосвал какой гружёный.
Через некоторое время был остановлен гружёный Краз - самосвал. Нырнув под передок Икаруса, Сашка зацепил чалку за балку моста, и Краз, поднатужившись, сделал попытку сдёрнуть автобус с места. Но, видимо, тому понравилось его теперешнее положение, и двигаться он не собирался. Всё новые и новые рывки ни к чему не приводили. Вдруг, всех заставил вздрогнуть и обернуться гудок воздушного сигнала. Позади Икаруса стоял полноприводный Краз. Водила восседал на высоченном крыле, и, с довольным видом, разглагольствовал.
- Да неужто я собрату не помогу! Я и сам автобусником был. Сейчас я его, в два счёта!
Самосвал был отпущен с миром и поспешил удалиться по своим делам. Теперь вытягивать «бегемота из болота» принялся трёхмостовый. Бодро рванув, он заплясал по дороге «камаринского», всеми своими шестью колёсами.
- Мне и тут хорошо. Никуда не пойду, отстаньте от меня! - как бы говорил Икарус. После получаса тщетных рывков, сконфуженный и потерявший былой задор водила, вынужден был ретироваться. Через некоторое время молчаливого стояния на шоссе, гаишник-старлей сказал:
- И чего мы тут стоим как три тополя?! Поедем мы на пост, а ты - если что, обращайся!
- Ребята, позвоните на базу, чтоб техничку прислали. И домой, матери, чтоб не волновалась. Вот телефоны. Сашка протянул исписанный цифирью клочок бумаги. Обещав позвонить, гаишники умчались к себе на пост, а Сашка пошёл в автобус, согреться и перекусить бутербродами, которые непременно заворачивала ему в дорогу мама. Не весёлые картинки рисовались в его голове. Сколько времени сидеть придётся в снежном плену! Как теперь быть завтра? Ведь на следующий день уже была на него заявка, причём, выгодная и терять её ой, как не хотелось!
Согревшись в тепле салона, на какое-то время Сашка задремал. Разбудили его оранжевые сполохи, бившие по глазам. Возле Икаруса стоял, мигая глазами маячков, базовский КРАЗ - техничка.
- Вот и помощь! - с облегчением подумал Сашка, вылезая навстречу знакомому водителю тягача, Владимиру. Тот, поздоровавшись, деловито прошагал вдоль увязшего автобуса, заглянул вниз, протяжно и деловито изрёк, выплёвывая в снег папироску:
- А я тебя один не возьму! Витальку надо вызывать!


Совсем другой Виталька, в славном городе Питере, уже давно понял что ему «повезло как утопленнику» и давно в пору сказать, как в том старом фильме: – «Смена не пришла!»!!
Уже изрядно стемнело.Скоро можно будет закрывать путёвку и ехать в парк «пустым» рейсом, а народ сегодня как взбесился. Может праздник какой, а я не помню? Что к метро, что обратно – битком. У магазина вошла в переднюю дверь старушка с кошелками. Она сразу перекинула их через поручень, на сторону кабины, сзади ещё набился народ и толкал старушку внутрь салона. Двери закрылись, замигал поворотник и автобус тронулся. Вечерние пассажиры были не шумными, толкались молча деловито и сосредоточенно, работая локтями и другими толкательными частями своих тел. И вот именно в это время, в самом начале движения, громко и пронзительно раздался на весь автобус писклявый, срывающийся голос старушки: -«Товарищи! Товарищи! Ну, не толкайте же меня, я же у водителя яйца держу!» Автобус грохнул дружным гоготом, нога сама ударила в тормоз и двигатель заглох. Просмеявшись и извиняясь перед пассажирами, Виталик повернул ключ на старт, стартер сделал два вялых полуоборота и смолк на веки. Веселье кончилось сразу для всех. «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» – вспомнил Виталька, уместную фразу из знаменитой комедии. Не помогло.


Техничек на автобазе было две - Краз и Урал, обе полноприводные, с полным набором всего необходимого: чалки, жёсткие сцепки, инструмент. Но, главное то, что они были балластными, то есть, у каждого, в кузове, лежало по бетонной плите, чтобы увеличить массу и, соответственно, сцепление колёс с дорогой. Вот про вторую-то техничку и говорил Володя.
- Вов, а может попробуем, а ...? - робко попросил Сашка. Перспектива прождать ещё несколько часов  совсем не вызывала веселья.
- Да бесполезно! Я же вижу, как хорошо ты сидишь!
- Тогда, съезди в Загорск, на пост. Там в курсе. Гайцы, когда тут были, обещали помочь, если что. От них и позвонишь!
Через некоторое время, Володя вернулся с дурными вестями:
- Виталька домой уехал, ужинать. Вернётся или нет, неизвестно. Я поехал на базу, чего тут зря торчать!
- И когда мне вас ждать? - упавшим голосом спросил Сашка.
- Пока в девять, смена, пока заявку возьмут, пока соберутся ... . Часам к двенадцати жди! – так, размышляя вслух, подытожил Володя. И Краз, развернувшись, укатил в сторону Москвы. Сашке ничего не оставалось, как собираться на ночлег. Но только он задремал, как всполохи оранжевых огней, снова ударили по глазам.
- Чего-то забыл - подумал Сашка, но ошибся. Возле Икаруса стоял Урал.
- А где Вовка? - с удивлением спросил Виталька.
- На базу поехал. Сказал, что тебя, якобы нет, а одному ему не справиться. Вот и уехал. - Ответил заспанный Сашка.
- Ну правильно! Я ужинать ездил, как вернулся, меня сразу сюда отправили. Да ты не переживай, я и один тебя вытащу! ВПЕРЁД. ТУДА. – и Виталик показал рукой в сторону склона.
- Ты чего, Виталь ?! Перевернём же! Смотри, уклон какой! -
- Не сцы, прорвёмся!
На счастье, дёргать судьбу за усы не пришлось.  Пока они обсуждали перспективу буксировки вперёд, снег позади автобуса замигал оранжевым светом фонарей Володиного КРАЗа.
– А я еду, смотрю, Виталька проскочил – значит разворачиваться надо!
Немного посовещавшись, буксиры пришли к выводу, что надо делать тяни-толкай. Виталик зацепился спереди, а Володя, сзади, за задний мост. Рывок вперёд - тридцать сантиметров отвоёваны у снега. Рывок назад, и ещё плюс пятьдесят сантиметров свободы! Так, дёргая вперёд -назад, тягачи сумели-таки, вытащить Икарус на асфальт! Он был практически не повреждён. Только оба фартука слегка помялись, да, от длительного стояния наперекосяк, соскочила с конуса левая передняя подушка подвески. Воздух, с шипением, вырывался наружу, Икарус припадал на левую переднюю лапу, но ЕХАЛ! И это было главное! Сашка двигался к базе.
[size=14]
Да, да! Всё именно так. И техничка с тросом, жесткой сцепкой и всеми прибамбасами в парке есть. Как же без них! И будь это не так поздно, то и не пришлось бы пешочком чапать Витальке по Крестовке до ЦиПочеК к телефону, что бы вызвать с кольца техничку. Маршрут был короткий, и его обслуживало три (в тот день - две) машины, одна из которых (старенький Икарус-развалюха) уже был утащен техничкой на базу два часа тому…


Эпилог. Новое утро.
Было уже пять утра, когда Икарус дохромал, наконец, до базы. Выезжать надо в семь. Значит, на всё про всё, у Сашки оставалось два часа. Первым делом, он побежал в диспетчерскую, чтобы забрать свою заявку. Люську сменила Лариса, которая, завидев Сашку, сделала удивлённые глаза.
- Кирюхин. А нам сказали, что ты разбился.
- Тьфу, три раза! Видишь, живой и здоровый! - засмеялся Сашка в ответ. Ларис, не отдавай мою заявку, я сам поеду.
- Точно, поедешь, а то, тебя уже округлили?
Это означало, что в базовской ведомости, номер Сашкиного Икаруса был обведён красным карандашом. Значит неисправен и на линию не выезжает.
- Не, не! Раскругляй, поеду - заверил Сашка и побежал к автобусу.


Приехавшая за полночь техничка зацепила ЛАЗик на жесткую сцепку и водитель технички, посмеявшись от души Виталькиному рассказу, поведал, что эта машина ни какой не ЛАЗ, а чистокровный ТАЗ, причём уже дважды. Эта машина дважды капиталилась на Тосненском Авторемонтном Заводе, давно уже по документам списана, но продолжает собирать выручку на «гнилых» маршрутах. Жить ТАЗику оставалось ещё год. Перед своей полной кончиной он ещё попал в курьёзную историю и был благополучно отправлен на упокой. Смешная была история, хотя Витальке в тот последний рабочий день ТАЗика. было совсем не до смеха. Но это всё потом, а сейчас Виталя садился в утреннюю развозку и ехал домой, где уже «стояли на ушах» и поставят его в такую же стоечку сразу по прибытии. Начальник колонны одарил Витальку обещанным выходным, который тоже не сулил ему отдохновения. Жизнь продолжалась, выполняя свой, только ей одной известный сценарий.


Заправить на место соскочившую подушку не составило Сашке большого труда. Умывшись и дожевав оставшийся бутерброд, ровно в семь он выезжал из ворот базы, навстречу новому дню, из длинной череды таких же рабочих будней автобусника.
Но это уже будет совсем другая история.

0


Вы здесь » ТэрраканКлан » Литература (самиздат) » Один день из жизни ДВУХ автобусников. Издание второе, дополненное.